#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

И снова распахнуты настежь двери виртуального исторического музея. Сегодня нам предстоит знакомство с компьютером Processor Technology Sol-20 Terminal Computer, появившимся на свет в июне 1976 года. О том, как он получил имя Sol-20 у историков высоких технологий есть две версии. Либо на такое название его создателей вдохновила библейская Книга Премудрости Соломона, либо же компьютеру дали имя в честь Леса Соломона (Les Solomon), редактора журнала «Popular Electronics», на страницах которого появился первый обзор новинки.

Сначала технические подробности и некоторые факты о Sol-20. «Лирику» же оставим на десерт. Этот компьютер базировался на процессоре Intel 8080, тактовая частота которого составляла 2 мегагерца. Оперативная память: 1 килобайт, но можно было нарастить до шестидесяти четырех. Поддерживаемое разрешение дисплея составляло 64 х 16 и позволяло отображать исключительно текстовую информацию. Соответственно, игры только в виде псевдографики. То есть графики, имитируемой текстовыми символами.

Расширения: шина S-100 с пятью слотами. Порты: параллельный, серийный и для кассетного магнитофона. Как многие уже догадались, в качестве накопителя использовались аудиокассеты. Но Sol-20 можно было укомплектовать диковинной по тем временам новинкой: «флоппиком», то есть приводом для магнитных дисков. Скорее всего, каждому из наших читателей понятно, о чем идет речь. И, тем не менее, внесем ясность для тех, кто приобщился к компьютерной премудрости лишь недавно.

То, что в англоязычном мире именуют «флоппи-дисками», у нас было принято называть «дискетами». Потом оба названия смешались и русскоязычном обиходе. Люди постарше, как правило, говорили «дискета», пользователи помоложе иногда говорили на английский манер «флоппи-диск». Потом дискеты окончательно уступили место флешкам и говорить стало не о чем за неимением самого предмета разговора.

#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

Вернемся к Sol-20. Он был создан известным инженером-электронщиком Ли Фельзенштейном (Lee Felsenstein), возглавлявшим «Home Brew Computer Club». Перевести это можно примерно, как «Клуб компьютеров домашнего изготовления». Пятью годами позднее именно Фельзенштейном был создан знаменитый компьютер Osborne 1, о котором многие могли что-либо слышать.

В виде готового изделия он стоил 2 тысячи 129 долларов США. Можно было приобрести его в виде комплекта для сборки, своеобразного «конструктора» за 995 долларов США. Надо сказать, что в те времена компьютеры частенько продавали в таком «полуготовом» виде. Место операционной системы Sol-20 занимал интерпретатор языка программирования BASIC. Работал он и под управлением самой настоящей операционной системы CP/M, разработанной специально для восьмиразрядных (восьмибитных) компьютеров.

За всю историю был произведен примерно десяток тысяч этих электронно-вычислительных машин. Да, в те времена большими тиражами выпускали газеты, журналы и книги, но никак не компьютеры. Ни о каких сотнях миллионов и миллиардах устройств (чем сегодня никого уже не удивишь) не могло даже идти речи.

Как часто бывало в те времена, Sol-20 превзошел ожидания своих создателей. Разрабатывали его в качестве терминала, предназначенного для взаимодействия с другими устройствами, но со временем он преобразовался в полноценный компьютер на базе шины S-100.

#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

Сначала был Sol-PC, единая печатная плата без корпуса и блока питания. Продавалась она за 475 долларов США в виде комплекта для сборки. В собранном состоянии она обходилась покупателю в 745 долларов США.

Эта плата впоследствии стала материнской платой компьютеров Sol-10 и Sol-20, которые обзавелись уже и корпусом и блоком питания и даже клавиатурой. Sol-10 отличался от Sol-20 отсутствием объединительной панели расширения. Его клавиатура была проще, а блок питания менее мощным. Стоил он, соответственно, примерно на 200 долларов США дешевле. История умалчивает о том, сколько было продано Sol-10. Скорее всего, очень мало или вообще ни одного, но статьи и реклама даже в 1977 году говорят об этой модели. Так или иначе, но все лавры достались «двадцатке».

Sol известен тем, что стал одним из первых персональных компьютеров с интегрированной клавиатурой. Sol-20 примечателем тем, что отошел от изначальной «грубости», характерной для дизайна первых компьютеров. Здесь мы наблюдаем уже стильный голубой металлический корпус клавиатуры и деревянные боковые панели. Не так много в истории человечества было массовых компьютеров, содержащих детали, сделанные из дерева. Впрочем, пару моделей можно назвать (помимо Sol): NorthStar Horizon и Ohio Scientific C2-4P.

Карты расширения располагались в Sol-20 горизонтально и слишком близко друг к другу. Тесноту можно было сравнить лишь с той, которая наблюдается в общественном транспорте в часы пик. Чтобы заменить одну карту, подчас приходилось доставать и соседнюю, поскольку их компоненты порой заходили друг за дружку наподобие пазла.

#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

Почему же разработчики не сделали системный блок попросторнее? Ответ на этот вопрос прост и понятен каждому: из соображений экономии. И связано это было с деревянными боковыми панелями. Именно в таком размере они обходились дешевле. Почему именно, не уточняется. Можно предположить, что это были некие стандартные конфигурации дощечек а, чтобы сделать корпус побольше, пришлось бы заказывать по своим чертежам. А готовые изделия, как правило, стоят дешевле тех, которые делаются по индивидуальному заказу.

Как уже отмечалось выше, всего было продано порядка десяти тысяч Sol. Большая часть из них пришлась на Sol-20. Где-то пять тысяч комплектов для сборки и пять тысяч готовых компьютеров. То есть, примерно поровну. Половина покупателей предпочитала экономить, вторая же решила не возиться с самостоятельной сборкой компьютера и переплатить за то, чтобы эту работу сделали за них специалисты… Существенно переплатить, надо сказать. Хотя комплект для сборки и стоил более чем вдвое дешевле, покупать его было довольно рискованно: он мог так и не заработать, а возврата денег не было.

Как и во всех древних персональных компьютерах, накопителем служила магнитофонная кассета, а приводом, соответственно, кассетный магнитофон. Дешевый накопитель, который в большом изобилии присутствовал тогда на рынке. В Sol даже интегрировали интерфейс для подключение магнитофона. Надо сказать, что магнитофон был достаточно медленным приводом, а информация не всегда корректно загружалась или сохранялась. Зато дешево и просто!

#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

Для тех, кто хотел понадежнее и посовременнее была альтернатива, которая современных пользователей тоже не впечатлит. Дополнительно можно было приобрести Helios II Disk Memory System, привод (флоппи-дисковод) для поистине гигантских, еще восьмидюймовых, дискет (флоппи-дисков), совместимый с Sol-20. И тут тоже можно было сэкономить и отдать за него (в виде комплекта для сборки) «всего лишь» 1 тысячу 895 долларов США. Или же выложить 2 тысячи 295 долларов США за собранный, «готовый к употреблению» привод.

Надо ли дополнительно пояснять, почему в те времена многие предпочитали медлительные и не слишком надежные магнитофоны? Полагаем, что приведенных цен достаточно для того, чтобы стало предельно ясно, почему пользователи не спешили воспользоваться преимуществами сверхновых для своего времени технологий.

#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

Остановимся немного возле той экспозиции виртуального музея, где расположен флоппи-дисковод Helios II. Он работал одновременно с двумя восьмидюмюйвыми дискетами Persci, емкостью 384 килобайта каждая. Этот привод выделялся из числа себе подобных. Он обладал единственным мотором, одновременно вращающим обе дискеты.

Его единственная линейная сервосистема позиционирования одновременно перемещала головки для обеих дискет. Привод и головка электромеханически отделяли одну дискету от другой. По нажатию специальной кнопки вы могли получить свою дискету обратно. Принцип вставки дискеты был электромеханическим. Привод позволял копировать данные с одной дискеты на другую, не задействуя процессор компьютера. То есть, дисковод выступал своего рода «цифровой копиркой».

#чтиво | Sol-20. Всего-то на недельку работы

Из-за чрезвычайной сложности своей конструкции, Helios II Disk Memory отличался нестабильностью и периодически требовал повторной калибровки. Версия Helios II model 4. «Четверочка» поддерживала уже два «двойных диска», то есть четыре флоппи-дискеты.

Как отмечают энтузиасты, которые помнят те годы, славную эпоху становления компьютерной отрасли, ничего сложного в том, чтобы собрать компьютер Sol-20 из комплекта для среднего компьютерщика-любителя не было. «Какая-то неделька и он работает.» Разумеется, при условии, что все было собрано правильно. Золотой век (точнее, золотое десятилетие) в истории персональных компьютеров! В этих скромных «конструкторах» уже тогда отражался новый облик нашей цивилизации, видимый в те времена лишь немногим, лишь тем, кто искренне влюбился в высокие технологии уже тогда, когда им было нечем привлечь рядового пользователя.

Источник: Oldcomputers.net

Источник

Related Articles

Back to top button
Close
analisis mendalam rtp mahjong ways mengapa pola tumble tertentu sering memicu bonus beruntun momentum reel stabil indikator tersembunyi sebelum freespin besar di mahjong wins peta rotasi simbol bagaimana jalur scatter membentuk fase pre ledakan di game modern laporan harian pola spin turbo malam hari yang konsisten mengangkat frekuensi multiplier riset visual efek clean frame dan dense spin terhadap keputusan spin lanjutan pemain mahjong algoritma cerdas spin harian formula baru mengelola budget kecil agar cuan tetap berkelanjutan gold wild dan multiplier kombinasi mekanik yang mengubah probabilitas return realistis pemain jalur logis dari spin biasa ke pre burst studi kasus slide track pada seri mahjong terbaru output tinggi tanpa panik spin strategi mengatur ritme tumble untuk mengurangi dead spin beruntun korelasi jam 20 00 23 00 dengan pola scatter laporan observasi live dari meja mahjong ways era baru pola spin mengapa pemain berpengalaman beralih ke pendekatan probabilitas mikro simulasi ribuan spin data menarik tentang kapan reel konsisten berujung pada freespin premium ritme visual yang menipu bagaimana efek animasi membuat pemain gagal membaca sinyal pre fs dari repair rush ke clean frame perbedaan pola recovery setelah tumble buruk di mahjong ways 2 symbol route mapping teknik memetakan jalur simbol untuk mendeteksi potensi ledakan mendadak performa scatter ganda studi perbandingan antara pola jam pagi dan malam di game high volatility blueprint spin harian kerangka strategis mengatur turbo manual dan auto spin dalam satu sesi frekuensi mini tumble sebagai early warning kapan sebaiknya berhenti dan kapan menunggu fs mahjong 3 0 pergeseran meta dari kejar maxwin ke cuan konsisten berbasis pola data riset lapangan pemain casual seberapa jauh mereka mengikuti sinyal visual dibandingkan data rtp studi komparasi pola tumble mahjong ways menunjukkan anomali positif di server sore analisa fluktuasi scatter mengapa putaran turbo sering memicu fase pre burst riset algoritma korelasi antara simbol naga dan multiplier x10 yang sering terabaikan evaluasi siklus spin menemukan titik jenuh mesin sebelum reset menjadi gacor observasi lapangan pola pecahan emas mahjong ways membentuk tren kenaikan saldo signifikan hipotesis teruji teknik jeda spin ternyata mampu memancing trigger free game lebih cepat laporan teknis stabilitas server jam 21 00 berdampak langsung pada frekuensi wild menumpuk bedah mekanisme bagaimana sistem runtuhan mahjong wins 2 menciptakan momentum kemenangan beruntun arus lalu lintas padat di kota mengingatkan pada ritme cepat spin turbo mahjong ways fenomena langit cerah pasca badai simbolisasi visual saat scatter turun bertubi tubi gelombang laut pasang sore hari memiliki kemiripan pola dengan grafik rtp mahjong ways suara hujan deras di atap seng analogi bunyi koin big win yang dinanti pemain keteraturan barisan semut berjalan filosofi konsistensi bet kecil sebelum ledakan jackpot formula probabilitas mengatur modal minim untuk memancing algoritma pecah di menit awal mekanisme roda gigi jam kuno representasi akurat perputaran reel slot yang presisi rahasia navigasi menu fitur tersembunyi yang kerap digunakan pemain pro untuk reset pola strategi adaptasi cara membaca perubahan pola mahjong ways setelah maintenance rutin kalkulasi resiko menentukan kapan harus berhenti spin saat indikator rungkad mulai muncul optimalisasi akun baru mengapa id fresh sering mendapat prioritas scatter di 100 spin pertama transisi pola mengenali tanda perubahan dari fase sedot menuju fase muntah koin konsistensi reel 3 4 indikator paling stabil sebelum munculnya scatter beruntun riset mikro pattern mengapa mini wild sering menjadi pemicu awal freespin premium analisis slide momentum transisi halus dari tumble biasa ke pre burst di mahjong ways pola jam subuh 03 00 05 00 data menarik mengenai peningkatan frekuensi multiplier ritme spin lambat apakah efeknya benar benar meningkatkan probabilitas bonus fenomena quiet board ketika layar terlihat tenang namun menyimpan potensi tumble besar studi cluster scatter bagaimana 2 scatter bertahan lama sebelum akhirnya meledak jadi 3 korelasi wild bertingkat apakah pola aktivasi bertahap menjadi sinyal pre freespin observasi hari ini slide track berpola zig zag muncul lebih sering di jam malam simulasi 5000 spin pola turbo short burst yang konsisten mendekati fs premium mengurai dead calm fase tenang 10 20 spin yang justru mendahului ledakan bonus mapping rotasi simbol ketika reel atas jadi penentu arah tumble besar pola recovery setelah dead spin mengapa 2 wild awal sering menjadi titik kembali analisis visual efek animasi slow tumble sebagai tanda reel memasuki zona stabil scatter delay pattern ketika scatter muncul terlambat justru meningkatkan peluang fs pre burst marker tanda tanda halus dari pola reel 1 2 sebelum meledak tajam eksperimen spin manual vs auto mana yang lebih konsisten memicu mini tumble berulang laporan estetik clean frame versi putih muncul lebih sering saat rtp stabil jalur simbol menurun apakah ini menjadi fase awal aktivasi multiplier bertingkat rangkaian wild tipis ketika 1 2 wild acak justru menjadi fondasi bonus beruntun